Начиная с 2020 года бизнес во всем мире лихорадит. Сначала применение антиковидных мер опустило занавес на границы всех стран, что повлекло разрыв большинства логистических цепочек экспорта и импорта товаров.
Несмотря на быстрое переориентирование на сервис доставки, в Европе и Великобритании производители, ретейлеры и сети общепита столкнулись с дефицитом целого ряда ключевых позиций. Причиной стали перебои в поставках из-за массовых забастовок водителей, которые требовали отмены ковид-санкций, которые в буквальном смысле тормозили их фуры.
Тренд коснулся и России: майская забастовка дальнобойщиков РФ на границе с Китаем. Водители жаловались, что пропускная способность погранпунктов в Забайкалье сократилась до 10 машин в сутки.
Но больше всех пострадала российская авиалогистика — грузопоток сконцентрировался на ж/д перевозках. Прогнозировалось сокращение рынка на 40%, массовое банкротство и потери транспортных компаний в общей сумме порядка 240 млрд рублей.
Летом 2021 года ситуация немного улучшилась — был снят ряд ограничений, границы приоткрылись, людям разрешили посещать кафе и рестораны.
На рынке логистики тоже началась ремиссия: несмотря на выросшие тарифы (20–50% к 2020 году, в зависимости от направлений), количество грузоперевозок, в том числе зарубежных, значительно увеличилось.
Все было хорошо, пока не началась вторая волна пандемии. Снова локдаун, нехватка водителей, забастовки и простои грузов, в том числе железнодорожных и морских (в эту картину вдобавок вписался контейнеровоз Ever Given, перегородивший Суэцкий канал, когда заблокированными оказалось более 450 судов. Убытки для мировой экономики: 9,6 млрд долларов в день и подорожание нефти на 5%).
К зиме 2021 года положение в России относительно нормализовалось — значительно вырос спрос на продукты сегментов FMCG и DIY. HoReCa тоже постепенно начала восстанавливаться.
Это не могло не сказаться на учащении пульса логистики: возобновились автотранспортные поставки из-за рубежа, рынок перестал испытывать острый дефицит товаров.
Февраль 2022 года и последующий за ним исход из России большого количества производителей достаточно сильно ударил не только по российской логистике, но и по всем отраслям.
Сначала Банк России повысил ключевую ставку с 9,5 до 20%. Хотя она и снизилась в апреле до 14%, какой-то период бизнес не мог получить кредиты на приемлемых условиях. Особенно это прочувствовали застройщики складской недвижимости — 75% проектов было приостановлено. Выросла и аренда: с 5,3 тыс. рублей за м2 до 6,2 тысяч и выше (в Москве наблюдалось повышение до 10 000 рублей за квадратный метр).
Прекращение работы в России таких крупных крупных транспортных компаний, как Maersk, CMA-CGM и Hapag-Lloyd снизит в 2022 году, по прогнозам Bloomberg, долю контейнерного импорта в Россию из других стран на $113 млрд. Такая ситуация может привести к острому дефициту сразу ряда товарных групп.
Что делать в этой ситуации бизнесу?
В первую очередь проанализировать свои затраты на импортные товары и критичность их использования.
Изучить рынок поставщиков: как зарубежных, так и российских. Например, если ваш поставщик из Европы прекратил отгрузки кукурузы, есть смысл поискать нового на российском рынке, в странах СНГ или Азии.
Однако не все так просто. Если вы остановили свой выбор на зарубежном поставщике из Азии, потребуется какое-то время для изучения законов, заключения соглашения и адаптации к методам и традициям ведения резидентами бизнеса.
Заранее внимание стоит обратить на постоянно меняющееся таможенное законодательство, курсы валют, возможность возврата НДС, штрафные санкции и техническую возможность проведения платежей.
Подводить итоги 2022 еще рано — за полгода ситуация может измениться не один раз, однако позаботиться о новом поставщике желательно уже сейчас, особенно если у него своя транспортная компания.
АЛИДИ более 30 лет является крупнейшим поставщиком товаров FMCG и HoReCa для бизнеса. АЛИДИ Логистика — наша транспортная компания с развитой логистической сетью, которая осуществляет поставки товаров ведущих мировых брендов в России, Беларуси и Казахстане.
Начиная с 2020 года бизнес во всем мире лихорадит. Сначала применение антиковидных мер опустило занавес на границы всех стран, что повлекло разрыв большинства логистических цепочек экспорта и импорта товаров.
Несмотря на быстрое переориентирование на сервис доставки, в Европе и Великобритании производители, ретейлеры и сети общепита столкнулись с дефицитом целого ряда ключевых позиций. Причиной стали перебои в поставках из-за массовых забастовок водителей, которые требовали отмены ковид-санкций, которые в буквальном смысле тормозили их фуры.
Тренд коснулся и России: майская забастовка дальнобойщиков РФ на границе с Китаем. Водители жаловались, что пропускная способность погранпунктов в Забайкалье сократилась до 10 машин в сутки.
Но больше всех пострадала российская авиалогистика — грузопоток сконцентрировался на ж/д перевозках. Прогнозировалось сокращение рынка на 40%, массовое банкротство и потери транспортных компаний в общей сумме порядка 240 млрд рублей.
Летом 2021 года ситуация немного улучшилась — был снят ряд ограничений, границы приоткрылись, людям разрешили посещать кафе и рестораны.
На рынке логистики тоже началась ремиссия: несмотря на выросшие тарифы (20–50% к 2020 году, в зависимости от направлений), количество грузоперевозок, в том числе зарубежных, значительно увеличилось.
Все было хорошо, пока не началась вторая волна пандемии. Снова локдаун, нехватка водителей, забастовки и простои грузов, в том числе железнодорожных и морских (в эту картину вдобавок вписался контейнеровоз Ever Given, перегородивший Суэцкий канал, когда заблокированными оказалось более 450 судов. Убытки для мировой экономики: 9,6 млрд долларов в день и подорожание нефти на 5%).
К зиме 2021 года положение в России относительно нормализовалось — значительно вырос спрос на продукты сегментов FMCG и DIY. HoReCa тоже постепенно начала восстанавливаться.
Это не могло не сказаться на учащении пульса логистики: возобновились автотранспортные поставки из-за рубежа, рынок перестал испытывать острый дефицит товаров.
Февраль 2022 года и последующий за ним исход из России большого количества производителей достаточно сильно ударил не только по российской логистике, но и по всем отраслям.
Сначала Банк России повысил ключевую ставку с 9,5 до 20%. Хотя она и снизилась в апреле до 14%, какой-то период бизнес не мог получить кредиты на приемлемых условиях. Особенно это прочувствовали застройщики складской недвижимости — 75% проектов было приостановлено. Выросла и аренда: с 5,3 тыс. рублей за м2 до 6,2 тысяч и выше (в Москве наблюдалось повышение до 10 000 рублей за квадратный метр).
Прекращение работы в России таких крупных крупных транспортных компаний, как Maersk, CMA-CGM и Hapag-Lloyd снизит в 2022 году, по прогнозам Bloomberg, долю контейнерного импорта в Россию из других стран на $113 млрд. Такая ситуация может привести к острому дефициту сразу ряда товарных групп.
Что делать в этой ситуации бизнесу?
В первую очередь проанализировать свои затраты на импортные товары и критичность их использования.
Изучить рынок поставщиков: как зарубежных, так и российских. Например, если ваш поставщик из Европы прекратил отгрузки кукурузы, есть смысл поискать нового на российском рынке, в странах СНГ или Азии.
Однако не все так просто. Если вы остановили свой выбор на зарубежном поставщике из Азии, потребуется какое-то время для изучения законов, заключения соглашения и адаптации к методам и традициям ведения резидентами бизнеса.
Заранее внимание стоит обратить на постоянно меняющееся таможенное законодательство, курсы валют, возможность возврата НДС, штрафные санкции и техническую возможность проведения платежей.
Подводить итоги 2022 еще рано — за полгода ситуация может измениться не один раз, однако позаботиться о новом поставщике желательно уже сейчас, особенно если у него своя транспортная компания.
АЛИДИ более 30 лет является крупнейшим поставщиком товаров FMCG и HoReCa для бизнеса. АЛИДИ Логистика — наша транспортная компания с развитой логистической сетью, которая осуществляет поставки товаров ведущих мировых брендов в России, Беларуси и Казахстане.